Сравнительная характеристика дорожных бордюров и поребриков.
Дорожные борты и поребрики, приобретенные у нас, обладают рядом преимуществ:
- Правильная геометрическая форма.
- Отличное качество наружной поверхности.
- Большая цветовая палитра. Не нуждаются в дополнительной окраске.
Бордюр дорожный – обязательный элемент мощения тротуара или дороги, как в эстетическом, так и в практическом смысле. Края дорог, неоформленные бордюром, поддаются быстрому разрушению и способствуют порче всего дорожного покрытия: вода, попадая под дорожное полотно, способна быстро размыть основание дороги. Естественно, при сравнении аккуратного тротуара, края которого обрамлены бордюром, и неровной тропинки с размытыми линиями края, выложенной постоянно разъезжающейся плиткой, преимущество будет явно не на стороне последнего варианта. Что уж говорить об эстетической стороне бордюра?
Понятие «бордюр» имеет следующее разделение: дорожный бордюр – борт, и бордюр тротуарный – поребрик, в дальнейшем будем использовать именно эту терминологию.
Использование борта:
- при разделении частей улиц, к примеру тротуара и проезжей части;
- на участках дорог с присутствием большой транспортной нагрузки;
- на тех участках, где существует возможность наезда на элементы ограждений;
- в качестве горизонтального упора для тротуарной плитки.
Тяжеловесный транспорт во время передвижения придает дорожному покрытию силу смещения, независимо от того, асфальт это или тротуарная плитка. При помощи борта можно предотвратить разрушение и раскатывание асфальта, а так же удержать элементы тротуарной плитки, сохранив при этом целостность дорожного покрытия. Размеры борта по высоте – минимум 30 см, что позволяет довольно существенно приподнять тротуар над уровнем проезжей части, а так же избежать образования луж и случайного заезда транспорта с проезжей части.
Поребрик в большинстве случаев имеет меньшую толщину и применяется:
- на тротуарах с целью отделения дороги от газона;
- на велосипедных и пешеходных дорожках, имеющих небольшую горизонтальную нагрузку;
- для создания упора дорожного покрытия с целью избежать его разрушения;
- дает возможность повысить или понизить уровень тротуара относительно газона;
- служит препятствием для проникновения разнообразных растений на дорожное покрытие.
Многие участки оформлены поребриком лишь с чисто эстетической стороны. К тому же поребрик часто имеет оригинальную форму и несколько отличается от стандартного варианта, вследствие чего он становится прекрасным украшением для дорожки или тротуара.
Для изготовления бордюров применяются две техники – вибролитье и вибропрессование.
При вибропрессовании используются полусухие (жесткие бетонные смеси и применяется специальное вибропрессующее оборудование – вибропресс. )
Технология вибропрессования
- бетонная смесь заливается в матрицу – специальную форму, которая прижимается к поддону, расположенному на вибрирующем столе;
- смесь уплотняется благодаря вибрации стола и давлению на смесь сверху специального пресса – пуансона;
- вибрирование смеси происходит до тех пор, пока она не достигнет необходимого уплотнения и не примет нужную форму;
- после этого производится распалубка;
- готовые изделия на поддоне отправляются в камеры выдержки.
Изготовление вибропрессованной продукции довольно масштабно и в большинстве случаев полностью автоматизировано, благодаря чему достигается большая производительность труда.
- В основе технологии вибролитья лежит применение подвижных жидких бетонных смесей;
- бетонную смесь заливают в форму и помещают на вибростол, где она вибрируется в определенное время;
- в процессе изготовления бортов дорожных применяется железная арматура, которая заливается бетонной смесью, что придает готовому изделию прочности и устойчивости к расколам и трещинам;
- жидкая бетонная смесь под действием вибрации постепенно распределяется по всей форме ячейки;
- После этого изделие в форме перемещается с вибростола на специальный стеллаж, где оно должно выстояться определенное время.
Как правило, при производстве вибролитых изделий используется ручной труд, а не налаженное промышленное изготовление, за счет чего падает производительность.
Вибропрессованные поребрик и борт отличаются точностью геометрических форм, так как изготавливаются методом штамповки. Первоначальное содержание воды в продукте очень мало, так как в производстве используется полусухая жесткая смесь. В процессе взаимодействия воды и цемента образуется энергия, которая способствует испарению излишков воды из толщи изделия. В результате испарения образуется воздух внутри изделия, который просится найти выход и создает капиллярные поры. В поры может попасть вода, которая замерзает при низких температурах. Она расширяется и разрушает продукт. Чем меньше воды в бетонной смеси изначально, тем меньше образовывается пор в готовом изделии, в результате чего оно поглощает меньше воды. Чем меньше воды, тем длительней будет срок службы продукта, так как он выдерживает меньше циклов замерзания и оттаивания жидкости. Применяя технику вибропрессования, появляется возможность производства двухслойной продукции с облицовочным слоем. Изделие, имеющее облицовочный слой, обладает ровной однообразной мелкозернистой поверхностью с низкой истераемостью и невысоким показателем водопоглощения. Состав смеси, применяемой для облицовочного и основного слоя, неодинаков. В основном слое бетонной смеси содержится разно-фракционный набор гранитного щебня (10 – 0,63 мм), который при прессовании и вибрировании максимально уплотняется и сжимается, достигая высокой прочности готового продукта. Облицовочный слой содержит бетонную смесь с мелкой фракцией щебня, повышенным количеством цемента, песка, а так же химические добавки, что позволяет добиться сделать поверхность водонепроницаемой, ровной и устойчивой к трению. Данная технология дает возможность производить цветные изделия, как поребрик, так и борт дорожный. Вибропрессованный дорожный борт имеет размеры 1000*300*150, он компактнее и легче по сравнению с вибролитым, что значительно упрощает его транспортировку и установку.
Вибролитые поребрик и борт отличаются неточными геометрическими формами и размерами, так как при массовом производстве допускается использование большого количества форм для одного изделия, которые могут отличаться по размерам из-за выработки каждой из них. У готовых изделий часто обламываются углы. Вследствие того, что в производстве используются жидкие бетонные смеси, которые в процессе застывания образуют большое количество пор, готовое изделие сильно напитывает воду. В результате продукт быстро разрушается под воздействием низких температур. Изделие не отличается долговечностью. Изделия имеют один слой, что приводит к образованию больших и глубоких пор на поверхности из-за пробивания щебня. Бот дорожный производится, как правило, только в сером цвете, так как производство цветного продукта приводит к увеличению цены. При нанесении слоя краски достигается лишь временный эффект. Через полгода заказчик, обладавший цветным ограждением, получит лишь грустный слой облупившейся краски. В процессе производства вибролитых бортов больших размеров применяется армирование железными прутами. Во время заливки формы бетонной смесью армирующий каркас довольно часто смещается ближе к поверхности изделия. Во время попадания влаги на железную арматуру происходит ее ржавление, что приводит к сколу части бетона. Борт больших размеров довольно сложно установить, по этой причине часто требуется привлечение специализированной техники. Даже вибролитой борт минимальных размеров (1000*300*180) гораздо тяжелее борта вибропрессованного, что вызывает трудности при ручной установке на объекте.
Наиболее подходящими для установки и эксплуатации в городских условиях являются вибропрессованные бордюры. При применении техники вибропрессования и качественных материалов изготовления удается произвести продукт, соответствующий всем требованиям по качеству, эстетичному внешнему виду и устойчивости к разрушению. Вибропрессованный бордюрный камень обладает отличными характеристиками по прочности и отличается длительным сроком эксплуатации, чего не скажешь об изделиях из литого бетона, которые в процессе эксплуатации подвергаются возникновению трещин и быстро разрушаются.
Сравнительная характеристика
Вибропрессованный бордюр (поребрик, борт дорожный) |
Вибролитой бордюр (поребрик, борт дорожный) |
Точные геометрические размеры. | Неточные геометрические размеры, образование сколов краев. |
Высокая прочность при эксплуатации. В процессе прессования и вибрации составляющие бетонной смеси максимально сближаются, способствуя образованию плотной мелкопористой структуры бетона. Высокая устойчивость к повреждениям. |
Низкая прочность при эксплуатации. Составляющие бетонной смеси неравномерно распределяются, что приводит к образованию пустот и раковин внутри изделия. Образовываются трещины, и изделие подвергается разрушению. |
Высокая эксплуатационная морозостойкость. Усточивость к воздействию низких температур благодаря отсутствию капиллярных пор, что обеспечивает высокий процент влагопоглощения. |
Низкая эксплуатационная морозостойкость. Большое количество капиллярных пор, что значительно увеличивает процент влагопоглощения. Это приводит к разрушению изделия при замерзании воды в холодное время года. |
Качественная ровная однообразная рабочая поверхность. Изделие имеет два слоя – основной и облицовочный. В облицовочном слое содержится мелкая фракция щебня, повышенное количество цемента, песок и химические добавки, что позволяет добиться водонепроницаемости поверхности, а так же придать ей ровную и устойчивую к образованию трещин структуру. Категория лицевой поверхности продукта (согласно дополнения БДСТУ В В.2.6-2-95) – КП1. |
Некачественная пористая поверхность. Изделие имеет один слой, что позволяет крупному щебню пробиваться во время вибрации и образовывать глубокие поры. Большое содержание воды так же приводит к образованию пор из-за выходящего наружу воздуха при испарении жидкости. |
Эстетичность. Технология производства дает возможность изготавливать цветные элементы бордюров по желанию заказчика. |
Однообразность. Преобладает серый цвет. Изготовление цветной продукции существенно влияет на цену. |
Компактность. Легкий в установке и транспортировке, вибропрессованный борт без проблем устанавливается вручную. |
Крупногабаритность и тяжелый вес. Вибролитой борт довольно громоздкий, что усложняет его установку вручную, требуется дополнительное применение специальной техники. |
Ровные стыки при поворотах. При необходимости борт можно подрезать под любым углом и на любой поверхности. |
Грубые стыки при поворотах. Благодаря применению армированных железных прутов усложняется обрезка изделия и его подгонка под нужный размер. |